Актуальные направления развития

На рубеже второго и третьего тысячелетий, когда человечество едва справляется с глобальными проблемами и все новыми противоречиями, порожденными ходом общественного развития, будущее цивилизации связано с образованием, подобно тому, как в XIX веке оно было связано с научно-техническим прогрессом, а в XVIII - с Просвещением и утверждением в культуре общества ценностей разума, принципов рациональности.

Социальные изменения последних десятилетий породили множество новых тенденции в развитии российского образования. В основе концепции реформирования системы образования у нас в стране, как и во всем мире, заложена идея непрерывного образования, способствующего обновлению знаний, получению новых специальностей, развитию творческих сил человека на протяжении всей его жизни. Еще в начале 70-х годов ЮНЕСКО провозгласило непрерывность основополагающим принципом образовательной политики, мысля его как "образование через всю жизнь". Сегодня это направление в деятельности большинства европейских стран рассматривается в качестве высшего приоритета национальных и интернациональных политик.

Дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) – одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент системы образования, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип «образование через всю жизнь».

Существующий дисбаланс между спросом рабочей силы на рынках труда и предложением на рынке образовательных услуг растет с каждым годом. Работодатели испытывают трудности с подбором кадров нужной квалификации, население сетует на невозможность найти хорошую работу, а кадровые агентства - на излишнюю привередливость клиентов. Проблемы современного российского рынка труда все в большей степени приобретают структурный характер. Экономика одновременно страдает от двух, казалось бы, несовместимых болезней - безработицы и нехватки работников нужной квалификации.

Система ДПО, в отличие от базового образования в вузах и ссузах, быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием в количественном и в качественном отношении, – выходя таким образом за рамки чисто образовательной деятельности. В отличие от базового профессионального образования программы повышения квалификации краткосрочны, не имеют и не могут иметь стандартов, поскольку ориентированы на конкретного заказчика и мобильно реагируют на требования рынка.

Утвержденная Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в качестве ключевого показателя реализации поставленных в ней задач предусматривает создание до 2020 года условий для ежегодного обучения по программам повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25%-30% занятого населения. Согласно имеющейся статистике в России ежегодно около 1,5 млн. чел. проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования, т.е. около 2% от экономически активного населения 76,2 млн. чел.

Развитие рыночных отношений в России привело к существенным изменениям в отношениях между работниками, работодателями и органами государственной власти. Важное место в защите интересов всех участников трудовых отношений занимает сейчас дополнительное образование. Исторический опыт показывает, что скорейший выход из критической экономической ситуации связан с широкомасштабным привлечением к этим процессам системы образования и, прежде всего, высшей школы. Американцы, например, считают, что образование обеспечивает до 40% темпов экономического роста и поэтому оно является основным компонентом инвестиций в развитие производства. Эффективное внедрение передовых технологий невозможно без соответствующего роста уровня образования работников. Срок подготовки специалиста в средних и высших учебных заведениях составляет 4-6 лет, а меры по совершенствованию высшей школы, как показала практика, дают эффект через 12 - 20 лет. Сегодняшние условия требуют быстрейшей отдачи от образования. С этой задачей можно справиться, постоянно развивая систему дополнительного профессионального образования. Во всем мире ДПО рассматривается как наиболее гибкая и результативная составляющая непрерывного образования специалистов. Срок подготовки специалиста в вузе сопоставим сейчас с периодом старения информации. Считается, что за 3-4 года информация устаревает наполовину, поэтому высшая школа в одиночку не в состоянии обеспечить полноценную современную подготовку специалистов, только вместе с системой ДПО можно добиться желаемого успеха. Приоритетность системы ДПО в кадровом обеспечении хозяйства страны признана во всем мире. Возвращаясь к опыту США, заметим, что в США системой ДПО охвачено около 20 миллионов человек, каждый из которых проходит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы (около 10-15% рабочего времени). В РФ этот показатель составляет примерно 30 дней в течение 10 лет работы. Как видим, сегодняшнее состояние ДПО соответствует ситуации в стране в целом.

Кроме того, в современной России ДПО - одно из перспективных направлений развития внебюджетной деятельности как в системе высшего образования в целом, так и в отдельно взятом вузе. Развитие непрерывного образования как новой парадигмы российского образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям.

Контакты

Калужская область, г.Обнинск, проспект Ленина, 131 (Центр развития творчества  «Эврика»)

Тел. +7 (48439) 90-90-3

        +7 (901) 995-59-03