Директор по GR. Программа


 Учебная программа «Директор по GR»

Цель: дополнительное образование
Категория слушателей: лица с средним (полным) общим образованием
Срок обучения: 220 академических часов
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционно
Режим занятий: 3 академических часа в день


п/п

Наименование модулей, разделов и тем

Всего, час.

В том числе:

Лекции

практические лабораторные и семинарские и др. занятия

дистанционно

 

Общие принципы орга-низации государствен-ной и муниципальной власти в РФ

18

 

 

2

 

 

4

12

 

История становления и соотношение «связей с государством» и «связей с общественностью. Лоб-бизм в современной России

18

 

 

4

 

 

2

12

 

Современная государст-венная политика РФ в отношении бизнеса и гражданского общества

20

 

 

4

 

 

4

12

 

GR-связи с государством в западных странах

18

4

2

12

 

Федеральное Собрание Российской Федерации и его взаимодействие с обществом

18

 

2

 

4

12

 

Исполнительная власть в РФ и особенности ее взаимодействия с об-ществом и бизнесом

18

 

2

 

4

12

 

Судебная власть и ее взаимодействие с об-ществом и бизнесом

18

2

4

12

 

Механизмы партнерского взаимодействия общест-венных организаций, власти, бизнеса на уровне субъектов РФ и муници-палитетов

22

 

 

4

 

 

4

14

 

Профессионализация GR-деятельности. Компетен-ции и профиль GR-специалиста

22

 

4

 

4

14

 

Коммуникационные ме-ханизмы и технологии GR-деятельности

20

4

2

14

 

Социально-ориентиро-ванная деятельность биз-неса и GR-отношения с государством

20

 

 

4

 

 

2

14

Итоговая выпускная работа

8

   

8

ИТОГО

220

36

36

148

 


Учебная программа «Директор по GR»

Введение.

Развитие GR-менеджмента в России начинает приобретать особое внимание. Сегодня бизнес может оказывать влияние на принятие решений государственными органами посредством использования системы GR-отношений с правительством, влияния на законные каналы политической деятельности (например, партии) путем в т.ч. и представительства в них (что подтверждается эмпирически), такой институционализации отношений с государственными органами, как создание различного рода форумов, совещаний, совместных структур, представительства в парламентах и др.

Тема 1. Общие принципы организации государственной и муниципальной власти в РФ.

Государственное управление в деятельности каждого государственного органа осуществляется с единственной целью – организовать надлежащую работу аппарата государственного органа, позволяющую реализовать этому органу установленные для него объемы полномочий по установленным предметам ведения. В каждом государственном органе вне зависимости от его отнесения к той или иной ветви государственной власти, к тому или иному государственному институту в качестве средства обеспечения осуществления функциональной компетенции присутствует государственное управление.

Создание в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, обусловливает формирование государственного аппарата. Госаппарат практически организует всю исполнительную работу, проводит в жизнь выполнение принятых в обществе норм и правил, принимает меры и действия, обеспечивающие функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства. Через него проходят ответные реакции взаимосвязи общества и власти, посредством его вырабатываются необходимые мероприятия государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

Современные требования, предъявляемые к государственному управлению в рамках проводимой модернизации органов власти в РФ, построены на основе базовых принципов эффективности и результативности. Данный подход квалифицируется как государственный менеджмент и решает одну из основных проблем качественного государственного управления – обеспечение нужного результата с наименьшими затратами или, как вариант, получение максимального результата при заданных затратах.

Тема 2. История становления и соотношение «связей с государством» и «связей с общественностью. Лоббизм в современной России.

История и современная практика Public Relations, или связей с общественностью и Government Relations, или связей с государством, правительственных связей, тесно слиты с англо-американской традицией, которая рассматривает становление PR и GR параллельно с историей борьбы за независимость американских штатов, созданием нового политического проекта — американской демократии и развитием свободного рынка.

Связи с общественностью — это постоянно действующий диалог между организацией и ее общественностью с целью укрепления доверия между ними и получения взаимовыгодного результата. Связи с государством — это также постоянно действующий диалог между бизнесом или общественной организацией с государством также с целью укрепления доверия между ними и удовлетворения потребностей корпорации с помощью этого политического института.

GR как профессия и услуга, предоставляемая специализированными фирмами, появляется в США гораздо позже PR, лишь в 1980-1990-е гг. Именно в это время корпоративный бизнес стал объектом «пристального изучения» и «беспрецедентного регулирования со стороны правительства». Сокращение социальных программ правительства шло параллельно с формированием в корпорациях философии «социальной ответственности», ответственности перед рабочими и служащими, клиентами, акционерами, пенсионерами. Активность корпораций в социальной сфере стимулировалась не только государством, но и такими организациями, как университеты и церковь, структурами гражданского общества.

С возникновением в постсоветский период институтов гражданского общества и бизнеса, которые по мере своего развития, роста, усложнения решаемых ими задач все больше нуждаются в сотрудничестве с органами государственной власти и управления, возникают и новые виды связей между ними — правительственные связи или GR.

GR относятся к сравнительно новому виду услуг для РФ. Его цель — предоставление консультационных услуг государственному сектору управления и экономики. GR во многом зависит от внешней политики, но определяется внутренней политикой государства. Проводником GR в России является Правительство РФ. Оно же является и генеральным заказчиком GR-услуг. Роль GR двояка: с одной стороны, органы государственной власти обращаются за содействием к российским GR-консультантам по широкому кругу социально-экономических вопросов, с другой — «предоставление государством услуг обществу» является ключевым понятием в системе связей с правительством.

Тема 3. Современная государственная политика РФ в отношении бизнеса и гражданского общества.

Опыт взаимоотношений государственных и гражданских институтов как в прошлом, так и в настоящем, показывает, что между ними постоянно возникает большее или меньшее напряжение. Власть, которая сознает значимость гражданского общества, должна быть готова не только к тому, что оно будет сотрудничать с нею, но и к тому, что оно будет оппонирующей силой, создающей порой критическую ситуацию для властных структур и бюрократии. Гражданское общество — это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом, диалектическом взаимодействии.

Взаимодействие между государством и гражданским обществом особенно актуально в условиях, когда в обществе утвердились демократические процедуры, а система общественных организаций получила значительное развитие. Однако, если такое взаимодействие не столь интенсивно, как это необходимо для нормального функционирования демократической системы, процесс внесения назревших изменений в проводимую политику существенно задерживается. В результате стабильность социума повергается чрезмерным перегрузкам.

По своей целевой направленности управленческие импульсы, ис­ходящие от властных политических структур, адресованы в конечном счете индивидам. В действительности же они, как правило, так или иначе, проходят через гражданское общество, усиливаясь, ослабляясь и видоизменяясь в зависимости от его состояния. Со своей стороны гражданское общество аккумулирует, преображает и интенсифицирует импульсы, исходящие от индивидов.

Тема 4. GR-связи с государством в западных странах.

В западных странах деятельность в сфере публичных дел или отношений с государством начинает оформляться в качестве самостоятельной профессии в XX в. в послевоенный период, т. е. начиная с 1940-х гг. Особенно активно этот процесс идет в США, где лоббистская деятельность институционализируется государством, возникают национальные профессиональные ассоциации и советы. В Европу этот процесс приходит в 1950-е гг. и интенсифицируется в 1980-1990-е гг., перерастая национальные рамки и захватывая общеевропейскую политику более интенсивно в связи с Европейским Союзом.

Публичная деятельность бизнеса определяется многими обстоятельствами, среди которых важное место занимает оценка общественным мнением миссии бизнеса и его роли в развитии публичных дел. В этом отношении благоприятная общественная атмосфера создает у фирм и ассоциаций бизнеса больше стимулов вовлекаться в различные формы социальной активности, а доверие к ним является необходимым ресурсом не только их конкурентоспособности, но и фактором социальной ответственности.

В Соединенных Штатах лоббирование, как способ влияния на политику отмечается уже в XIX в. Особую активность оно приобретает во время Гражданской войны, когда требовалось получить правительственные заказы для армии. В XX в. лоббизм становится уже профессиональной деятельностью, возникают лоббистские организации в Вашингтоне, в штатах, появляются национальные сетевые организации лоббистов. Особенностью лоббистской деятельности в США является значительная ее институционализация и контроль для того, чтобы избежать коррупции. Однако следует подчеркнуть, что право и другие институциональные элементы скорее выполняют функцию мониторинга за деятельностью лобби, чем конкретно регулируют, что и как они должны делать. Количественный рост правительственной деятельности в США приводит к росту лоббистских структур, одновременно увеличиваются расходы на лоббизм.

Тема 5. Федеральное Собрание Российской Федерации и его взаимодействие с обществом.

Одним из основных эффективных каналов лоббирования в России является законодательная власть — Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат, — Совета Федерации и Государственной Думы.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РФ обеспечение реализации конституционных полномочий Совета Федерации, вытекающих из права граждан на обращение в органы государственной власти, возложено на Аппарат Совета Федерации. Непосредственно работа по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и откликов граждан в соответствии с Положением о Приемной Совета Федерации возлагается на Приемную Совета Федерации (отдел) Управления информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Основными задачами, которые стоят перед Приемной Совета Федерации, являются: обеспечение личного приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации, согласно графику, утвержденному Председателем Совета Федерации; проведение ежедневного личного приема населения работниками Приемной Совета Федерации; рассмотрение поступающих в Совет Федерации письменных обращений граждан на предмет установления компетенции разрешения поставленных в них вопросов; информирование руководства и членов Совета Федерации о количестве и характере поступивших в Совет Федерации обращений.

Письма, в которых поднимаются общественно-значимые вопросы, докладываются руководству Совета Федерации. Предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство передаются в аппараты соответствующих комитетов и комиссий Совета Федерации для учета в законотворческой работе. Письма по вопросам, не входя­щим в компетенцию Совета Федерации, направляются для фактического их разрешения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления с извещением об этом авторов писем. На каждую парламентскую сессию Председателем Совета Федерации утверждается график приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации.

Тема 6. Исполнительная власть в РФ и особенности ее взаимодействия с обществом и бизнесом.

Система исполнительной власти в РФ представлена Правительством РФ и федеральными министерствами, в регионах РФ исполнительную власть осуществляют губернаторы и президенты субъектов федерации и их правительственные органы, на уровне городов и районов – мэры и главы районных администраций, с подчиненным им административным аппаратом управления. На этом уровне происходит взаимодействие с местным самоуправлением, не относящимся к государственной власти, ТСЖ и другими общественными организациями.

Концептуальной основой правового обеспечения процесса взаи­модействия властных структур и общества являются Конституция и Гражданский кодекс РФ. Формы и механизмы взаимодействия власти и общества регламентированы в конкретных нормативно-законодательных актах.

В наиболее общем виде взаимодействие исполнительной власти и общества можно представить в виде континуума, крайние точки которого составляют, с одной стороны, доминирование властных полномочий (огромное количество правил, регламентирующих общественные отношения; отказ от легального сотрудничества с группами интересов, часто сопровождающийся развитием неформальных контактов). С другой стороны, сотрудничества (регулятивные механизмы, способствующие эффективному функционированию общества; открытость власти для контактов с представителями различных групп интересов).

В свою очередь, взаимодействие между властью и обществом может принимать форму симметричного сотрудничества (так называемую «включенность»), но может принимать и форму ассиметричного сотрудничества («присвоение государства»). Во втором варианте властные структуры, учитывая и принимая во внимание состояния общества, его потребности и интересы, проявляют достаточную степень независимости от него, чтобы принимать объективные решения, соответствующие национальным интересам.

Тема 7. Судебная власть и ее взаимодействие с обществом и бизнесом

Главной задачей судей является правотолкование, правоприменение и подчинение в своей деятельности закону и только закону. Эта роль судебной власти по-разному проявляется в разных государствах и политических системах. Особенно она важна для государств с кодифицированной конституцией, где судебной власти приходится толковать саму конституцию и, следовательно, при необходимости разбирать конфликты между различными институтами государства, а так же между государством и гражданином.

GR-коммуникация должна способствовать тому, чтобы к числу уже принятых и включенных в программы современных институтов развития судебной системы показателей — открытость, доступность правосудия, качество судебных актов, исполнение решений, оценка качества правосудия физическими и юридическими лицами, развитие технической и материальной базы судебной системы — были включены такие показатели как: параметры политической экономии организаций правовой сферы, параметры системного характера, параметры интеллектуального развития, параметры организационного направления. Отдельным и главным показателем развития судебной системы должен стать постоянно реализуемый принцип практического воплощения в ткань российского и международного правосудия идеи и факта верховенства права.

Среди главных условий GR-коммуникации с судебной властью выделяют следующие: 1) высочайший профессионализм, включающий в себя сочетание базового юридического и политологического образования; 2) абсолютно безупречная личная репутация физического лица или деловая репутация лица юридического; 3) для достижения результата крайне необходимо понимать предполагаемый результат (для судейского корпуса — это условие и состояние признания, должностного роста, укрепление статуса влияния в совокупной среде правоприменителей, представляющих различные ветви власти, для организатора коммуникации — доступ к точной судебной информации); 4) недопустимость использования данных и результатов совместных проектов и совместной деятельности без обоюдного согласия сторон.

Тема 8. Механизмы партнерского взаимодействия общественных организаций, власти, бизнеса на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Механизм межсекторного партнерства – это разработанная сообща представителями двух или всех трех (власть, бизнес, общество) секторов совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ (проектов, акций), которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории, направлена на решение социально значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей.

Выделено пять групп механизмов межсекторного партнерства: конкурсные; социально-технологические; организационно-структурные; процедурные; комплексные или комбинированные. Конкурсные механизмыреализуются тогда, когда претендент выигрывает конкурс, организованный по заранее разработанной схеме (с участием НКО и других сторон). Социально-технологическиемеханизмы базируются на социальной технологии (ноу-хау), созданной заново (или освоенной в России на основе изучения позитивного зарубежного опыта) и выгодно отличающейся по эффективности использования средств и качеству результатов от иных технологий или подходов, применявшихся государственными или муниципальными учреждениями. Организационно-структурные механизмыхарактеризуются тем, что власть совместно с НКО и/или бизнесом, действующими на той же территории, образует новую организационную структуру (как правило, юридическое лицо), которой делегируется часть функций по решению социально значимых задач через вовлечение граждан и общественных объединений при финансовой поддержке со стороны власти и/или бизнеса. Процедурные механизмывзаимодействия включают правила сотрудничества НКО, бизнеса и власти при решении (как правило, разовом) определенного класса задач (без организации конкурсов, без создания новых оргструктур в форме юридических лиц и без опоры на какие-либо новые технологии). Комплексные (комбинированные) механизмы— это системы взаимодействия, которые несут в себе черты как минимум любой пары вышеназванных.

Тема 9. Профессионализация GR-деятельности. Компетенции и профиль GR-специалиста.

Юридическое закрепление в штатных расписаниях компаний должностей специалистов по связям с правительством, введение позиций вице-президентов компаний по GR, создание департаментов и отделов по связям с правительством институционализирует становление нового вида профессиональной деятельности в России. В функции GR-департаментов обычно включают постоянный и направленный сбор информации о текущей деятельности государственных органов, о проблемах, стоящих на повестке дня органов государственной власти; о готовящихся проектах, программах, нормативных актах в области деятельности организации; об отношении к текущим делам и предполагаемым изменениям в учреждениях государственной власти различных уровней. Важно иметь сведения о характеристиках движущих и сдерживающих сил процесса принятия решений в лице чиновников, политиков и заинтересованной общественности, что дает организации возможность осуществлять стратегически гибкое управление на принципах GR. Аналитическая обработка информации позволяет иметь ясное представление о месте организации в окружающей среде, ее слабых и сильных сторонах, правовой «защищенности», возможных действиях в случае принятия каких-либо государственных решений, степени контролируемости ситуации. Анализ состояния окружающей среды дополняется интенсивным взаимодействием со специалистами других подразделений организации, отвечающими за правовое сопровождение деятельности, маркетинг, финансы, региональное развитие и т.п.

Задачами деятельности GR-департаментов компаний являются: налаживание коммуникаций с органами государственной власти различного уровня, формирование и поддержание открытых коммуникационных взаимодействий внутри компании между ее подразделениями, осуществление информационно-аналитического управления и маркетинговых мероприятий, организация связей с общественностью и внешними сотрудниками, профильными ассоциациями, мониторинг деятельности органов власти и СМИ, участие в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, подготовка и предоставление экспертной информации.

Тема 10. Коммуникационные механизмы и технологии GR-деятельности.

GR-деятельность представляет собой сознательную организацию коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти. Основными коммуникативными механизмами GR являются: правотворческий и правоприменительный, коммуникативно-психологический и коммуникативно-информационный. Коммуникативный механизм GR реализуется посредством GR-технологий.

Правотворческий и правоприменительный механизмы реализации связей с государством предполагают участие в разработке нормативных актов в законодательных органах власти и административных решений по их исполнению. К их коммуникационным практикам относятся выступления в профильных комитетах законодательного органа, составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента.

Коммуникативно-психологический механизм предполагает влияние на представителей власти при личной встрече, воздействие через родственников и друзей (звонки, письма, телеграммы в их адрес, дружеские контакты), а также контакты с местными избирателями).

Коммуникационно-информационный механизм связан с распространением информации, способной повлиять на принятие государственных решений. К технологиям данного механизма относятся организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений; проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей, уже ставшее повседневной практикой в деятельности российских политических партий и движений; организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей, что практикуется руководителями регионов и крупных предприятий; информационный лоббизм, интернет-технологии (электронные слухи, слив компромата и т.п.).

Тема 11. Социально-ориентированная деятельность бизнеса и GR-отношения с государством.

Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ одобрена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 №1054-р. Она направлена на содействие эффективному привлечению благотворительной и добровольческой помощи государственными и муниципальными учреждениями и иными некоммерческими организациями, устранения барьеров в предоставлении благотворительной помощи физическим лицам. В России ведущим источником спроса на корпоративную благотворительность являются органы государственной власти, общество играет более скромную роль.

На сегодняшний день успешное и эффективное развитие местных сообществ возможно при достижении не только лишь качества и динамики экономических процессов, но и значительного уровня социальной стабильности в обществе. Способствовать этому может реализация основных принципов социального партнерства, в рамках которого необходима гармонизация отношений основных субъектов – органов власти, коммерческих компаний и институтов гражданского общества.

Экономические субъекты включаются в формирование многослойного механизма социальной политики, сложные отношения с властными структурами и организациями гражданского общества. Региональные практики поведения бизнеса в поле социальной политики зависят от многих переменных: степени экономической эффективности и уровня «дивидендов», которые может принести социальная ответственность компании; социально-экономической ситуации в регионе и «социальных обязательств», налагаемых органами региональной и муниципальной власти на бизнес; восприятием социальной роли и социальной ответственности бизнеса различными группами населения и их возрастающими ожиданиями. Следуя мировым тенденциям, при выборе целевых объектов компании все чаще руководствуются собственными нуждами и интересами, дополняя капиталовложения в производство крупными социальными инвестициями.

Рекомендуемая литература:

  1. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. – М., 2012.
  2. Автономов А.С. Азбука лоббирования. – М., 2004.
  3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Аспект-пресс, 2004.
  4. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / Под ред.  А.Н. Шохина. – М., 2011.
  5. Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия / Под ред. П.А. Толстых. – М., 2009.
  6. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Гардарики, 2006.
  7. Дегтярев А.А. О роли формальных принципов и неформальных правил в современном GR-менеджменте // Государство, бизнес, общество: современные теории и российские реалии / Под ред. Л.Е. Ильичевой. – М.: Аналитик, 2012.
  8. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб: «Питер», 2006.
  9. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. – М., 2010.
  10. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. – М., 2006.
  11. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юристъ, 2006.
  12. Якушев А.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: ПРИОР, 2008.


Контакты

Калужская область, г.Обнинск, проспект Ленина, 131 (Центр развития творчества  «Эврика»)

Тел. +7 (48439) 90-90-3

        +7 (901) 995-59-03